Иезуитское воспитание

Иезуитское воспитание
   — система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Одним из гл. направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоёв в духе преданности католицизму. К иезуитским учебным заведениям относились коллегии, дававшие среднее образование, а также коллегии высшего типа, семинарии и академии, готовившие преподавателей, теологов, церковных юристов.
   Осн. задачей иезуитов было воспитание "Христова воина", способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В 17-18 вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, т.к. И.в. аккумулировало мн. достижения гуманистической и протестантской педагогики (в т.ч. классно-урочная система обучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и пр.). Но в целом иезуитское образование носило формализованный характер: изучались преимущественно древние языки, классическое образование включало изучение лишь части античного наследия, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось и др.
   В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т.п. Из лучших учеников образовывались т.н. магистраты, члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), "директоров" (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также "академии" (типа школьных кружков), выбирались "ректоры" и др.
   Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы и т.д.). Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей и т.п. Выделялись специальные надзиратели (преторы, или цензоры) из учеников. Применялись и телесные наказания.
   Подготовка учителей для иезуитских учебных заведений осуществлялась тщательным образом из лучших выпускников коллегий: 2 года - совершенствование знаний и специальная проверка в ходе т.н. новициата, 3 года - изучение философии, 2-3 года - педагогическая практика, 4 года - подготовка к светским наукам. В начале 18 в. насчитывалось ок. 800 учебных заведений иезуитов, в т.ч. 20 университетов. Однако чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе. В 1832 устав учебных заведений И.в. был пересмотрен. В начале 20 в. было разрешено варьировать программы отдельных учебных заведений в зависимости от местных условий. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, Латинская Америка) иезуитские учебные заведения продолжают функционировать.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Иезуитское воспитание" в других словарях:

  • ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — система воспитания, разработанная орденом иезуитов в целях укрепления власти католической церкви. Стала применяться с 16 в. в иезуитских коллегиях (закрытые средние учебные заведения). Отличалась строгой регламентацией поведения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иезуитское воспитание — воспитательная система, разработанная и применяемая педагогами католического ордена иезуитов. Орден принимал на обучение юношей только из привилегированных и зажиточных слоев и воспитывал их в духе беспредельной преданности католицизму. При… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • иезуитское воспитание — система воспитания, разработанная орденом иезуитов в целях укрепления власти католической церкви. Стала применяться с XVI в. в иезуитских коллегиях (закрытые средние учебные заведения). Отличалась строгой регламентацией поведения. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — система воспитания, разработанная педагогами католич. ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Деятельность иезуитов была подчинена задачам Контрреформации, т.е. борьбы за сохранение господства католич. церкви в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Иезуитское воспитание —         система воспитания, разработанная орденом иезуитов (См. Иезуиты). Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599.… …   Большая советская энциклопедия

  • КОЛЛЕГИИ — (от лат. collegium товарищество, содружество, братство), закрытые ср., иногда высш. уч. заведения в 16 18 вв. в Европе. Назв. К. связано с интернатами при ср. век. ун тах. Создавались преим. иезуитами в ходе Контрреформации и т. н. католич.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Христианская культура —     возникла и развивалась в связи с утверждением христианства одной из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).    Христианство (от греч. Christos помазанник, мессия) возникло в 1 в. в контексте мессианистических движений иудаизма, с… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГЕРМАНИЯ — (Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. км2. Нас. 78,7 млн. чел. (кон. 1990). Столица Берлин. Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ФРАНЦИЯ — (France), Французская Республика, гос во в Зап. Европе. Пл. 551 тыс. км2. Нас 55,9 млн. чел. (1989), ок. 90% французы Гос. язык французский. Столица Париж. Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства над Галлией (кон. 1… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ИТАЛИЯ — (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. км2. Нас. 57,5 млн. чел. (1990). Офиц. яз. итальянский. Столица Рим. История нар. образования на терр. совр. И. уходит своими корнями в эпоху Рим.… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»